Валерий Вдовин (valery_vvv) wrote,
Валерий Вдовин
valery_vvv

Category:

Галлопады и развитие галопа

1863.jpg
В данном случае я говорю о 1) появлении галлопада; 2) появлении галопа как парного танца; 3) появление поворота в паре в галопе.
Здесь (гугл-диск) можно прочитать наиболее полный вариант исследования (в том числе содержит все схемы галлопадов Поллока, включая его галлопад-кадриль). Схемы из книги Поллока 1830 года можно скачать отдельно: гугл-док.

Неизвестно, когда галлопад появился в России, я знаю лишь что он уже описан у Петровского в 1825 году. Зато год его появления в Англии и Франции известен – 1829 год, его называют, соответственно, Pollock в книге 1830 года и Ferrero в книге 1859 года. Pollock называет даже точную дату: 11 июня 1829 года.

Основной интерес представляют три книги. Во-первых, книга Петровского 1825 года, как первая описывающая галлопады. Во-вторых, книга Поллока 1830 года, изданная вскоре после появление галлопадов в Англии и передающая их в наиболее оригинальном виде, а так же содержащая большое количество типов галлопадов и их схем. В-третьих, книга американца Whale от 1836 года, который подробно описал технику поворота в галлопадах и раньше всех описал то, что во второй половине XIX века известно как поворот галопа.


[О галлопадах у Петровского, 1825 год]
У Петровского есть шаг "па-де-галоп" для экосезов, галопадов и котильонов. Это приставные шаги в вальсовой позиции без поворотов, выворотные и в быструю музыку. В галопаде в вальсовой позиции длинные руки опущены вниз. Жаль, что он не написал про галопады подробнее - может быть там тоже был какой-то маневр для смены ноги.
Настоящего поворота в галопе у Петровского точно нет, и это не отдельный парный танец, это шаг для применения в других танцах.


[Описание галлопада в книге Поллока]
Галлопад - новый и модный танец русского происхождения. Впервые исполнялся в Англии 11 июня 1829 года, где его движения преподали собравшимся и танцевали попеременно с кадрилями и вальсами весь вечер.
Галлопад на континенте и в Англии отличаются друг от друга. Особенно отличается российский галлопад, где не только крестьяне, но и высшие классы танцуют его в манере, не подходящей для английских бальных зал. Настоящий шаг галлопада и его движения не похожи ни на один другой танец; и, чтобы исполнять их грациозно и должным образом, необходимо брать уроки или смотреть на хороших танцоров на балу. Очень смешно видеть тех, кто встает в этот танец, совершенно не зная его шага и движений, но проходит весь танец на шаге шассе, досаждая тем кто танцует верно, и полностью разрушая восприятие танца со стороны. Нет нужды писать о том, что галлопады не предназначены для исполнения в сетах в стиле кадрилей, а прекрасны и закончены сами по себе, как например описанный ниже оригинальный галлопад. Хорошо исполняемый галлопад отличное приобретение для английской бальной залы и, без сомнения, и далее будет модным и популярным танцем.
Кадрили-галлопады есть исключение из написанного выше, они хорошо составлены и могут исполняться на любой набор мелодий, предназначенный для Pantalon, L'Ete, и так далее.
[Другими словами, на музыку галлопада танцуйте галлопад, не вставайте в каре, а вот на музыку кадрили среди прочего многообразия кадрилей можете станцевать кадриль-галлопад]

Галлопад может исполняться любым числом пар, стоящих по кругу. В качестве начального положения описана обычная вальсовая стойка, дамы спиной из круга. Через 4 такта дама переходит на другую сторону от кавалера и они инвертируют стойку (длинные руки снова по линии танца). После 16 тактов галопа с такими перестроениями все раскрываются в общий круг, получается "хоровод", дамы справа от кавалеров, и исполняется фигура. Танец имееет специфический и очень характерный шаг, который невозможно описать словами и невозможно станцевать без очного обучения.


Основная особенность этого описания состоит в том, что шаг галлопада очень специфичен и ни в коем случае не совпадает с шассе (и его, увы, никто и никогда не описал), поворота в нем нет, а дама переходит на другую сторону от кавалера каждые 4 такта. Этот переход явно не обычный полуповорот позднего галопа.

[Самое подробное описание техники галлопада в оригинале выглядит так:]
the gent. passes his right arm round the waist of the lady, and with his left hand takes hold of the lady's right, the lady's left hand resting on the gent's right shoulder - the whole of the couples having thus placed, the ladies are all on the outside of the circle. At the end of the first four bars, the lady crosses to the left of the gent. resting her right hand on the gent's left shoulder and holding hands in front as before, which brings the ladies to the inside of the circle. This figure is performed four times over, and occupies sixteen bars of the tune.


Этот переход разбирала в своей статье Сьюзан де Гвардиола и я согласен с ее выводами. Дама переходит спереди от кавалера, одновременно кавалер идет вперед очень короткими шагами, дама вокруг более длинными шагами (т.е. никто не идет друг другу под ногу, в отличии от большинства поворотов XIX века), они тратят на это целый такт и одновременно расцепляются из вальсовой позиции и сцепляются в вальсовую позицию с руками наоборот.

Книга Поллока ставит много вопросов. Что это за шаг галлопада и когда он превратился в шассе? Что это за переход дамы и когда изобрели более привычный поворот галопа? Как связан галлопад с исполнением галопа по кругу без фигур и когда было изобретено второе?

Следующее по времени описание - The fashionable quadrille Preceptor 1833 года.
[И танец уже существенно изменился!]
Нет упоминаний того, что нельзя танцевать шассе в качестве шага (о чем Поллок писал многократно). Напротив, это "танец на шассе", а "шаги просты". Технику движения в паре называют "galopade a-la-chassez", т.е. какие-то отличия от шассе она, возможно, все еще имеет. Уже ничего не говорится о переходе дамы, как нет никаких признаков поворота. Из танца полностью исчез сотез.
Галлопад - танец для 8, 12 или 16 человек. В отличии от Поллока, где число пар произвольно. Схема Галлопада явно рассчитана на 4 пары, часть фигур танцуют в основном первая дама и первый кавалер, все фигуры типичны для кадрилей и в целом сама схема от кадрильной не отличается ничем, тогда как у Поллока галлопад был скорее похож на котильон XIX века на галопе.
Кадриль-галлопад подборкой фигур отличается от галлопада несущественно, ее выделяет использование вальсовой музыки в финале.
[Я бы сказал, что галлопад, как отдельный танец на произвольное число пар с чередованием галлопада и исполнением фигур и заключительным сотезом уже утратил популярность, выжила эта техника только в кадрилях в качестве варианта для общего променада на 8 тактов.]


Среди всех описаний одно из важнейших - вращение в галлопаде по книге американца Whale 1836 года.
[Описание 1836 года]
В этой книге описание галлопада упоминает большое разнообразие его техник и как минимум три разных стиля: русский, немецкий и французский. В третьем из них есть поворот, "regular turn" "в стиле вальса". По описанию по шагам это поворот на шаг-приставить, кавалер проходит перед дамой. При этом поворот чаще всего делается на 4 или 8 счет, при повороте следует менять позицию рук. Сами шаги галлопада танцуют с ударами пятки о пол. Самое интересное написано в конце - что при исполнении танца каждое проведение танцуют все быстрее, пока наконец танец не превратится в галоп, от которого он и произошел. Для автора галоп и галлопад - разные вещи.
Еще интересно упоминание полного поворота на галопе (без подробного описания).
Интересно, что в 1873 году Кулон пишет, что вальс в два па впервые был представлен в Париже в 1832 году кордебалетом, хотя и не имел успеха, а до этого исполнялся при дворе Вены. Возможно, это выступление имеет отношение к повороту галопа в французском стиле.


Книга Lowe 1838 года дословно переписывает 1833 год.

Максин в 1839 году использует галопад в построении каре (вероятно, часть кадрили или котильона), но не указано никаких деталей, ни шага, ни наличия поворота, ни позиции в паре.

Следующее упоминание - книга Кулона 1844 года - переписывает описание 1833 года дословно с небольшими сокращениями. В этой книге есть описание вальса в два па, но оно никак не связывается с галопом/галлопадом.

Целлариус в своих книгах (~1847 год) не описывает ни галопа, ни галлопадов. В описании вальса в два па он ссылается на галоп с таким видом, будто в галопе никакого поворота нету (вальс в два па - это как галоп, только еще ногу менять и поворачиваться).

Американская книга 1847 года "Leaflets of the Ball-room" содержит одну часть кадрили на галлопаде, где среди обычных кадрильных фигур есть "promenade a la gallopade".

Durang в книге 1848 года дословно переписывает "Leaflets of the Ball-room", но у него так же есть глава про "правила для вальса и галлопада". Там он пишет, что оба эти танца исполняются в круг произвольным числом пар, любая пара может уйти в любой момент в силу усталости или других причин.
И это первое известное мне упоминание галопа как парного танца, исполняющегося отдельно. К сожалению, из описания Дюранга никак не следует существование поворота галопа (хотя мне кажется маловероятным, что его могли долго танцевать по кругу не меняя ноги).

Седующее описание - у Howe в 1858 году. Здесь галоп и галлопад считаются двумя названиями одного и того же, и это уже полноценный отдельный парный танец с поворотом. Типичный вариант вращения - половина поворота через каждые 8 приставных шагов. "Танец можно разнообразить вальсом" - я полагаю, это означает использование частых поворотов и фактический переход на вальс в два па. Галоп как парный танец обычно исполняют либо в конце бала, либо в конце первого отделения публичного бала.

Ferrero в 1859 году пишет о нем тоже как о парном танце. Интересно, что у галопа есть стиль исполнения, когда пары строятся в колонну и движутся за первой парой, которая задает причудливую траекторию. Ferrero приписывает появление галопа во Франции карнавалу 1829 года.

Кулон в 1860 году рассматривает галоп как парный танец и описывает его технику и историю.
Танец популярен уже лет 20, в основном на маскарадах, но сейчас его вводят на частные балы. Все обычно делают несколько па галопа и затем переходят на вальс в два па. В таком виде танец грациозен, а не похож на tremendous rush (дикий бег). Шаг галопа - это просто шассе с одной и той же ноги, сколько пожелаете до поворота, а затем с другой ноги. Шаг галопа с поворотом - это в точности шаг вальса в два па.
[Мне кажется, что tremendous rush на маскарадах - это как раз тот стиль построения в колонну и движения за первой парой, о котором говорит Ferrero.]


Галоп окончательно стал круговым парным танцем в районе 1848 года. Более ранние описания, если вообще описывают длительное движение в паре, то обычно дают не более 16 тактов парного танца в начале схемного галлопада или части кадрили, не более того.
Привычный для нас поворот в паре галоп получил уже в 1836 году, но, вероятно, не во всех странах, в американской книжке описан "французский стиль". По этой книге галоп часто танцевали без поворота, поворот был нужен только в определенной части галлопада. В других же книгах того времени в описании галлопада поворот не упомянут.
Я полагаю, что более широкое распространение поворот получил одновременно или незадолго до периода популярности вальса в два па. До этого "галоп" был просто приставными шагами, практически не изменившимися со времен Плейфорда, недолго существовала некая более сложная техника галлопадов Поллока.

[Источники]
Источники:
[Петровский, 1825] Петровский, Людвиг, Правила для благородных общественных танцев, Харьков, 1825. - url: https://bib.hda.org.ru/bib/books/petrovsky_1825/transcription/1

[Pollock, 1830] Pollock, J. S., Companion to La Terpsichore moderne. A Collection of the Principal New Dances; in Which the Method of Dancing Them Is Fully Explained; and a Variety of Figures for Country, Spanish, & Other Dances; Which with La Terpsichore moderne Formes Complete Companion to the Modern Ball Room, London, Walworth and Newington Assembly Rooms, 1830.

[The Fashionable Quadrille Preceptor, 1833] The Fashionable Quadrille Preceptor Contatining the Most Popular Quadrilles & Other Dances of the Present Season, London, Page & Sons, 1833. - url: https://bib.hda.org.ru/bib/books/preceptor_1830_edition_11/transcription/1

[Whale, 1836] Whale, Henry, Hommage a Taglioni, a Fashionable Quadrille Perceptor and Ball Room Companion, Containing the Only Correct Figures of the Most Fashionable Quadrilles and Dances Introduced at the Court Balls in Europe, Almack's, the Nobility's Assemblies, and the United States, Philadelphia, 1836. - url: http://socialdance.stanford.edu/Syllabi/1836_Hommage_A_Taglioni.PDF

[Lowe, 1838] Lowe, Francis, The Select Quadrille Preceptor for 1838, Containing Paine's Sets, Lancers, Caledonians, Waltz Cotillon, Mescolances, Gallopade, Masurkas, &c, as Danced at Almacks, London, I. Pashen, 1838. - url: http://socialdance.stanford.edu/Syllabi/1838_Lowe_Select_Quadrille.PDF

[Максин, 1839] Максин, А., Изучение бальных танцев, Москва, 1839. - url: http://historicaldance.spb.ru/index/articles/books/aid/66

[Coulon, 1844] Coulon, Eugène, The Ball-Room Polka, Polka Cotillon, and valse à deux tems, London, 1844. - url: http://socialdance.stanford.edu/Syllabi/1844_Coulon_Polkacopy.pdf

[Leaflets, 1847] Leaflets of the Ball Room, Philadelphia, Turner & Fisher, 1847. - url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.188

[Durang, 1848] Durang, Charles, The Ball-room Bijou, and Art of Dancing, Containing Its Rise and Progress, Exercises and Positions, Theatrical and Private Dancing, with Descriptions and Figures of All the Polkas, Mazurka Quadrilles, Gallopades, Waltzes, &c. To Which Is Prefixed Rules for Correct Deportment, Philadelphia, Turner & Fisher, 1848. - url: http://socialdance.stanford.edu/Syllabi/Durang_Ball-Room_Bijou.PDF

[Howe, 1858] Howe, Elias, Complete Ball-room Hand Book, Containing Upwards of Three Hundred Dances, Including All the Latest and Most Fashionable Dances, Boston, Ditson & Company, 1858. - url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.243

[Ferrero, 1859] Ferrero, Edward, The Art of Dancing, Historically Illustrated. To Which is Added a Few Hints on Etiquette; Also, the Figures, Music, andNecessary Instruction for the Performance of the Most Modern and Approved Dances, as Executed at the Private Assemblies of the Author, New York, 1859. - url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.067

[Coulon, 1860] Coulon, Eugène, Hand-book; Containing All the Last New and Fashionable Dances. Dedicated to His Pupils, London, Jullien & Company, 1860. - url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.049

PS По новейшим данным, галоп появился в Петербурге в сезоне 1823-1824 годов.
Tags: исследование, исторические танцы, контрдансы 19 века, листая книжку, парные техники
Subscribe

Posts from This Journal “парные техники” Tag

  • Танец Ля Кошка

    Встретил малый танец с забавным названием, по сути это небольшая перестановка па польки-мазурки с последовательностью длиной 16 тактов. Варианты…

  • Целлариус вальс

    Недавно пересмотрел мастер-класс по Целлариус вальсу с Ярославской конференции и записал результаты на память. Но пост не про это, а про связь с…

  • Фигуры польки

    Мне всегда было немного грустно, что множество танцоров только вальс танцуют как действительно фигурный танец, а все прочие техники - только как…

  • Променад ампирного вальса от Пейна

    В 1818 году Эдвард Пейн опубликовал описание техники вальса, особенно примечательное тем, что кроме поворота в нем явно был описан променад.…

  • Руки в ампирном вальсе

    Ампирный вальс известен очень разнообразными позициями рук. У меня есть три английских источника [1] Wilson (1816), [2] Chivers (1822) и [3] Lowe…

  • О «техничной» и «поздней» польке

    Или коротко о том, почему "позднюю" польку зря называют поздней в контексте XIX века. Все мы знаем, что очень многие сейчас танцуют…

  • О преподавании польки и польки-редовы

    Это сокращенный перевод статьи Сьюзан и в конце мои мысли. Те, кто свободно владеет английским, могут комментировать сразу исходную статью. Идея…

  • Вальс в 5 па в Америке в XIX веке

    Статья посвящена вальсу в 5 па - одной из парных техник XIX века - и выделяет три самых распространенных в Америке варианта. Все они исполняются на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments